18 июля 2007 г. Автор: Рожков Антон

Алексей Кравцов: “У Яндекса впереди трудные годы”


Интервью с Алексеем КравцовымИ еще одно интервью. На этот раз с Алексеем Кравцовым, довольно известным оптимизатором. Редакция журнала решила узнать, что он думает о текущем и будущем рынке оптимизации, попросили совета для новичков и узнали, как он учился SEO.

Сначала немного об интервьюируемом, его занятия и начало карьеры оптимизатора.

Алексей, как давно Вы начали заниматься оптимизацией?

Алексей Кравцов: С 2003 года появился интерес, начал читать статьи по этой теме. Тогда же появился и первый практический опыт.

С чего начинали, подробнее если можно?

Алексей Кравцов: Сайт студии, продвижение по запросу "студия веб-дизайна". С тех пор по этому запросу всегда занимали лидирующие позиции в Яндексе, правда последние изменения картину подпортили. Но в том же Google все в порядке рџ™‚ Запрос конечно не самый сложный, но весьма для меня символичный.

Алексей Кравцов: «Нужно предложить пользователю нечто качественно новое, принципиально иной подход, от которого он не сможет отказаться».

По твоему мнению, Алексей, как пойдет дальнешее развития рынка оптимизации, учитывая, что WebAlta готовиться через 2 недели открыть новый движок отличного ранжирования, а Mail.Ru со следующего года собирается активно рекламировать свой поисковик в оффлайне, Google поставил задачу выхода на первое место, а Яндекс выходит на биржу, что даст сильный рост сервисов компаний.

Алексей Кравцов: WebAlta пока только обещает. После интервью Алексея Гурешова для SeoNews стало ясно, что поисковик не несет никакой идеи.

Это чистой воды коммерческий проект, подкрепленный амбициями определенных людей и соответствующим финансированием. Но предпосылок для того, чтобы они всерьез могли вмешаться в конкурентную борьбу и отвоевать значимую долю рынка, просто нет.
Сейчас недостаточно иметь просто качественный поиск.

Нужно предложить пользователю нечто качественно новое, принципиально иной подход от которого он не сможет отказаться. В свое время Яндекс ввел морфологию. В то время ни один поисковик ее не учитывал. А для простого пользователя это означало значительное улучшение поиска и удобство. Все остальные просто опоздали. После того как Google ввел морфологию, он также начал ощутимо увеличивать свою долю. WebAlta пока ничего не предложила. Они пока предлагают просто хороший поиск. А этого сейчас слишком мало. Думаю ситуация с ними никак не изменится.

С Mail.Ru ситуация очень интересная. Во-первых, они уже имеют стабильную долю на уровне 5-6%. Это немало. Во-вторых, у них есть то, чего больше ни у кого пока нет. Это сервис "Ответы". Сервис сам по себе популярен, а в объединении с поиском он позволит ему очеловечиться, стать более понятным. Поэтому мои прогнозы относительно поиска Mail.ru самые позитивные.

Google поставил вполне конкретную задачу и будет методично ее добиваться - в этом сомневаться не приходится. Вопрос исключительно во времени и ресурсах, которые будут на это брошены. Как мне кажется, в Яндексе наконец-то эту угрозу в полной мере осознали и намерены бороться, поэтому резкий взлет Google в последнее время замедлился. Ту рекламную компанию, что они развернули в онлайне считаю стратегической ошибкой. Эффекта она не даст.

Гораздо разумнее было бы провести что-то аналогичное в оффлайне, побороться за тех пользователей, что только собираются подключаться к интернету. А таковых очень много и бороться надо прежде всего именно за них, т.к. начальные предпочтения в поисковике обычно закрепляются и человек привыкает пользоваться чем-то одним. Сейчас обычно новички пользуются Яндексом - он всем известен.

Что касается Яндекса, то у них впереди трудные годы. Долгое время они не ощущали особой конкуренции, пользовались положением монополиста. Сейчас ситуация меняется, что потребует от них серьезных инвестиций в развитие. Выход на биржу в этом плане вполне логичный стратегический шаг.

Как думаете, будет развиваться конкуренция среди Яндекса и Google? Согласно американскому журналу Search Marketing Standard, у Google осталась нерешенная одна проблема с рынком - это российский рынок. В течении ближайших лет он собирается занять 1 строчку на российском рынке. Смогут ли?

Алексей Кравцов: Если Google развернет агрессивную компанию в оффлайне, то возможно в ближайшие 2 года он сравняется с Яндексом. В противном случае это будет гораздо дольше. Несмотря на то, что Google обладает несравненно большими ресурсами, ими еще необходимо распорядиться правильно. Пока я вижу ошибку в их действиях. Да и Яндекс так просто не уступит свое лидерство.

Какие ошибки? И на чем сможет задержаться Яндекс на рынке?

Алексей Кравцов: Яндекс достаточно агрессивно развивается и поглощает различные сервисы. Чего нельзя сказать например о том же Рамблере.

Аудитория в количественном выражении растет у них весьма быстро. И тендеция пока не меняется. Google, как я уже говорил, зря начал рекламную кампанию в онлайне. У каждого интернет-пользователя уже сложились свои предпочтения в поисковике и закрепились на уровне привычки.

Я вот уже месяца два пытаюсь перейти на Google, т.к. считаю их поиск более качественным, но в силу привычки в адресной строке каждый раз набираю www.ya.ru. Изменить в себе это весьма трудно. И уж тем более в этом никак не поможет увиденный в интернете рекламный баннер.

Что ты видишь в новом поисковике Gogo.Ru, он чего-нибудь стоит?

Алексей Кравцов: Как поисковик - не думаю, что будет что-то выдающееся. Самый обычный поиск. Но у него есть огромное преимущество перед другими за счет использования сервиса "Ответы.Mail.ru". За счет этого поиск становится живым, отвечает на запрос не только бездушная машина, но и люди. Боиск очеловечивается и это вполне способно привлечь к нему большое число постоянных пользователей.

Но в Гугле сейчас тоже проводиться бета-тестирование сервиса "ответов и вопросов"...

Алексей Кравцов: Лишнее подтверждение того, что это правильное направление развития. Яндексу тоже не помешает задуматься над этим.

Рынок SEO развивается каждый день. Когда-то была одна сверхдорогая тема - окна, сейчас таких тем множество. Но в тоже время региональный рынок практически не развит. Будут ли компании заниматься региональными рынками?

Алексей Кравцов: Да, и этот процесс развивается. Как участник регионального рынка могу сказать однозначно - развитие идет, рынок оживает.

Состояние регионального рынка могу сравнить с московским на 2003 год - процесс становления.

Когда-то рынок SEO будет захвачен крупными компаниями, на какие пути пойдут более мелкие компании, чтоб обеспечивать себе постоянный доход?

Алексей Кравцов: Тут не все так однозначно. Как уже говорил, будет происходить сегментация. С одной стороны расслоение на простые/сложные темы. А с другой, кроме непосредственно услуг продвижения, есть и сопутствующие - ссылочные биржи, регистраторы по каталогам, специализированные сервисы и т.д. Кроме того, сам рынок также быстро растерт. Поэтому мелкие компании и специалисты-одиночки всегда найдут свое место на нем, ведь дело не в размере, а в качестве оказываемых услуг.

Как думаете, скоро РУнет отчистится от грязи и хлама (каталоги, сателлиты, MFA-сайты)?

Алексей Кравцов: Это из разряда сказок про светлое будущее рџ™‚ Все его хотят достичь, стремятся, но в итоге живем в том мире, который у нас есть. А если по сути, то первопричина этой "грязи" - ее эффективность. Алгоритмы поисковиков изначально позволяли этой грязи давать эффект и вполне ожидаемо она появилась и расцвела. Поэтому исчезнет не раньше, чем изменятся сами поисковики.

Опять же, кроме подобной грязи, в технологии раскрутки включились вполне нормальные сайты, в том числе крупные и авторитетные. Это тоже аспект о котором поисковикам надо подумать. Они породили эту ситуацию и им ее решать. Собственно свидетелями "решения" мы и являемся. Все последние нововведения алгоритмов Яндекса - попытка борьбы с массовыми технологиями раскрутки. Хотя мое личное мнение - попытки достаточно неуклюжие. Принципиальных изменений пока не происходит.

Хотя в свете грядущей борьбы между Яндексом и Google нас ждет множество изменений. Я думаю это только начало.

Станет ли Интернет-реклама так же востребована как радио- или теле-реклама?

Алексей Кравцов: Однозначно. В перспективе - это лидер рекламного рынка. Правда перспектива относительно не близкая.

Алексей Кравцов: «Порой неудача учит лучше любой книги».

Какие основные ошибки совершают новички на Ваш взгляд? (до изменения алгоритма ранжирования Яндекса)

Алексей Кравцов: Основная ошибка новичков - в попытках что-то делать, не усвоив хорошо теорию. Но, с другой стороны, без ошибок невозможно набраться практического опыта. Порой неудача учит лучше любой книги.

В последнее время появилось куча "кидал" и тех, кто оказывает ужасные услуги. Это указывает на развитие такой отрасли, что требуется для оптимизатора сегодня?

Алексей Кравцов: "Кидалы" есть на любом рынке и их число пропорционально размерам самого рынка. Рынок SEO не является исключением.

Что касается конкретных специальностей, то все они востребованы в той или иной степени. Все определяется постановкой задачи. Вывести сайт в ТОП10 и организовать эффективные продажи для клиента - далеко не одно и то же. И для решения этих задач нужны разные специалисты. Поэтому оптимизатору прежде всего нужны знания и опыт для решения любых задач, а нужные специалисты всегда найдутся.

Реально ли сейчас начать работать частным оптимизатором, учитывая последние моменты, как создания клуба Оптимизаторов. Не начнется ли подминание рынка крупными компаниями?

Алексей Кравцов: То, что рынок оптимизации начинает выкристаллизовываться - процесс вполне естественный. Это рано или поздно должно было произойти. Не думаю, что это последний клуб - объединения по интересам и целям будут возникать постоянно.

Отчасти этот процесс ускоряется постоянным усложнением алгоритмов ранжирования. И если раньше была какая-то ясность в работе оптимизатора, то сейчас возникает очень большое число мифов, противоречий. например по поводу того же "непота". Понятно, что что-то есть, понятны общие принципы, но деталей никто не знает.

В этом плане крупные компании конечно выигрывают. Они имеют возможность проводить все более сложные эксперименты, обмениваться результатами с коллегами по закрытым клубам. Это значительно облегчает их работу в сложных тематиках и снижает издержки.

На этом поле частные оптимизаторы конкуренцию уже практически не могут составлять. Но для них очень большое поле для деятельности в области более простых тематик и низкочастотых запросов. Так что скорее будет просто происходить "расслоение", сегментация рынка, что вполне естественно.

Как сейчас научиться новичку и влиться в толпу SEO-оптимизаторов?

Алексей Кравцов: Знаете, раньше когда задавали подобный вопрос, то я отправлял человека на форум searchengines.ru, зная, что пребывание там, участие в дискуссиях помогает набирать багаж необходимых знаний. Но в последнее время ситуация кардинально меняется.

Беседы становятся пустыми и неинтересными, большинство общающихся - сами новички. Гуру редко вступают в дискуссии и еще реже делятся сколь нибудь полезными знаниями. "Палить темы" стало невыгодно. Каждый хранит свои секреты. Результаты проводимых экспериментов уже практически не увидишь. В лучшем случае - призрачные намеки. Проще говоря, общение на форуме становится бессодержательным, а новичку выловить в потоке пустых разговоров зерна знаний почти нереально.

Поэтому мой совет один. Если человеку интересно SEO, то надо устраиваться в соответствующую компанию, где он сможет получить реальные знания и опыт. Либо, как вариант, участие во всевозможных семинарах, курсах. Но этот путь требует финансовых затрат, а знания, получаемые там - весьма поверхностные.

Читать другие похожие записи:

RSS-подписка

Powered by FeedBurner

Мы рекомендуем

Searchengines.Ru - Первый сайт о SEO.

Sape.Ru - Лучшая биржа ссылок за 2007 год.

Yazzle.Ru - Программа для оценки бюджетов и анализа конкурентов.