Виктор Лавренко (Nigma.Ru): “Наша цель – разработка алгоритмов”
В один теплый летний вечер редакция Интернет-журнала Eseo.Ru решила взять интервью у самой научной из поисковых систем в России –
Nigma.ru - интеллектуальная поисковая система, использующая семантические сети и другие алгоритмы искусственного интеллекта для сортировки и группировки результатов поиска в Интернете по темам (кластерам).
Интервью у Виктора Лавренко, руководителя этой поисковой системы, взял Рожков Антон. Виктор с отличием закончил ВМиК МГУ, поступил в аспирантуру, сдал экзамены кандидатского минимума, однако диссертацию не защитил в связи с уходом в Mail.ru на позицию технического директора. Затем, после объединения с netBridge, руководил всем порталом. В последние годы работы в Mail.ru был на позиции вице-президента по стратегии и финансам, одновременно работая сначала аналитиком, затем менеджером портфеля, а в конце - директором в инвестиционном фонде New Trinity, который сейчас известен под именем Digital Sky Technologies. Уйдя с позиций директора этого инвестфонда и вице-президента Mail.ru, занялся разработкой поисковой системы Nigma.ru, которая до того была студенческим научным проектом, финансировавшимся им как благотворительный проект.
Виктор Лавренко: “Наша основная аудитория - студенты”
Согласно статистике LiveInternet, Нигма увеличивает долю с каждым месяцем. Чем Вы можете объяснить такую популярность у пользователей?
Виктор Лавренко: Я бы не сказал, что мы все время увеличиваем долю. Очень существенная доля наших пользователей - студенты, которые сейчас отдыхают на каникулах и не очень активно пользуются Интернетом, поэтому мы испытываем небольшой летний провал по аудитории. До этого, по нашим исследованиям, рост аудитории происходил из-за нашей кластеризации, которой очень активно пользуются наши пользователи.
Виктор, какие стояли задачи перед поисковиком в момент его создания, и какие задачи поставлены сейчас?
Виктор Лавренко: Основная цель, стоящая перед поисковиком - это разработка новых алгоритмов поиска, проведение научных исследований, на базе которых участники проекта собираются защитить (и уже защищают) дипломы и диссертации, включая меня. Цели по-прежнему не изменились, коммерческий старт проекта пока не планируется.
Виктор Лавренко не ставит главной целью коммерциализацию проекта. Нигма – это инструмент для исследования, инструмент, который необходим студентам первого московского ВУЗа.
Виктор Лавренко: “Яндексу будет обидно приглашать разработчиков Нигмы”
Разработчики Нигмы - обычные студенты? Кто они по специальности? Их уже приглашали в другие проекты?
Виктор Лавренко: Подавляющая часть разработчиков Нигмы - это студенты и аспиранты МГУ, лучшего ВУЗа страны. Поэтому, я бы не назвал их "обычными", тем более, что средний балл у наших студентов близок к "5", а аспиранты занимаются успешной преподавательской деятельностью и заслужили высокий авторитет среди своих учеников.
Факультет вычислительной математики и кибернетики выпускает прикладных математиков, а факультет психологии, соответственно, психологов. Относительно приглашений на работу в коммерческие поисковики могу сказать, что у нас дружный коллектив, хорошая атмосфера, удобное расположение, поэтому о желании кого-либо из членов команды заняться работой в коммерческих поисковиках я не знаю, да и самим поисковикам, думаю, будет обидно приглашать кого-то из нашей команды, т.к. это будет признанием их ошибки - того, что они зря не начали заниматься кластеризацией 2 года назад.
Виктор, кроме кластеризации, будете ли вы пытаться еще какими-либо способами улучшить выдачу? К примеру "сервис ответов", реализованный в gogo.ru или "социальная выдача", которая есть в Нейроне?
Виктор Лавренко: Мы продолжаем работу как над улучшениями старых алгоритмов, так и над разработкой совершенно новых. Наш основной приоритет - это именно технологии с научной значимостью. Поэтому легко предсказать, что мы делать будем, и что делать не будем, применив критерий "можно ли на этом защитить диссертацию в МГУ", т.е. работа должна включать в себя существенную научную новизну: предлагать новые алгоритмы решения старых задач или же, что еще лучше, алгоритмы решения задач, для решения которых ранее алгоритмов не было найдено.
Много идей рождается за месяц в головах студентов? рџ™‚
Виктор Лавренко: Слишком много. Сейчас в системе трекинга в открытом состоянии находятся 596 задач.
Для российского Интернета – такой поисковик, как Нигма – это подарок судьбы. Каждый из нас может наблюдать, как именно чистится выдача. Ведь каждое нововведение поисковика – это огромная и кропотливая работа студентов.
Виктор Лавренко: “В скором времени Нигмой будут пользоваться китайцы”
Давайте поговорим о развитии и перспективах Нигмы на российском рынке. Какая цель ставилась при проведении рекламной кампании на радио?
Виктор Лавренко: Как я уже отмечал, Нигма занимается не российским рынком, а научными исследованиями. Наш небольшой эксперимент с радиорекламой - это, с одной стороны, научное исследование об эффективности оффлайновых рекламных кампаний интернет-проектов, с другой стороны - привлечение новой аудитории, т.к. для дальнейшего совершенствования алгоритмов нам нужен отклик пользователей, а без новой аудитории этого не достичь. Мы ведь на ВМиК занимаемся прикладной математикой, а не теоретической, поэтому нам интересно делать то, что будет действительно востребовано на практике.
Каков ваш успех на сегодняшний день?
Виктор Лавренко: Исследования еще не закончены, так что ничего определенного я сказать пока не могу. Очевидно только то, что не подтвердилась гипотеза о том, что оффлайновая реклама интернет-проектов "не работает". Она работает, и мы проведем ряд опросов пользователей по результатам кампании. В частности, один опрос мы уже
Какие дальнейшие перспективы выхода Нигмы на международный рынок?
Виктор Лавренко: С международным рынком та же ситуация, что и с российским. Мы разрабатываем технологии, которые, в случае успеха разработок, будут беспрецедентными в мировом масштабе. Тогда мы запустим американский и, возможно, китайский поисковик, но я бы не назвал это "выходом на рынок". Пока это будет просто проверка востребованности и эффективности новых алгоритмов.
Последним нововведением стал ввод проверки орфографии, как пользователи отреагировали на это?
Виктор Лавренко: Относительно орфографии - мы добились того, чего хотели: количество жалоб на плохую работу поисковой системы из-за того, что пользователь ввел орфографически ошибочный запрос, существенно уменьшилось. Но это не значит, что мы остановим работы, наоборот, по результатам отклика пользователей и экспертов рынка, мы сформулировали еще ряд задач. В результате, думаю, к концу лета мы выпустим обновленную версию модуля коррекции орфографических ошибок.
Как Вы можете охарактеризовать развитие компании WebAlta, поисковика Gogo.Ru, а так же первый поисковик, Апорт?
Виктор Лавренко: Честно говоря, как компании я эти проекты не изучаю, т.к. они не являются публичными, т.е. я не могу купить их акции в рамках своей инвестиционной деятельности. Относительно же алгоритмов, применяющихся в этих поисковиках - насколько это видно по выдаче, результаты работы этих алгоритмов не представляют какого-либо качественного скачка относительно разработок лидеров рынка.
Как говорил Игорь Ашманов: "Посещаемость у Нигмы выше по очень простой причине - метапоисковики имеют притягательность для определенной категории пользователей, которым нравится, что всё в одном флаконе".
Виктор Лавренко: Честно говоря, мне неизвестен контекст этой фразы. В частности, выше чего "посещаемость у Нигмы". Уверен, что Игорь - уникальный профессионал, заслуженно считающийся лучшим экспертом рынка, поэтому, скорее всего все, что он говорит относительно ситуации на рынке - близко к истине. Мы же занимаемся новыми алгоритмами, поэтому нам больше интересно, востребованны ли эти алгоритмы. Алгоритм кластеризации - востребован, т.к. им пользуется существенная доля наших пользователей.
Читать другие похожие записи: